«Хочу открыть школу в родной стране»

Энджел Набачва в Беларусь приехала из Уганды. Сейчас проходит подготовительные курсы в Международном государственном экологическом институте им. А. Д. Сахарова БГУ, где изучает русский язык. После планирует поступать в магистратуру в Институт бизнеса БГУ. При этом вся учеба девушки оплачивается правительством Уганды.

— В своей стране я окончила университет и получила диплом по специальности «бухгалтерский учет и финансы». Благодаря высоким оценкам мне удалось выиграть конкурс и получить правительственную стипендию, — рассказывает Энджел. — Многие молодые люди уезжают из Уганды работать и учиться в самые разные страны. Популярные направления — Южная Африка, Европа и Объединенные Арабские Эмираты. Но потом все возвращаются: у нас с зарубежным дипломом можно найти работу с хорошей зарплатой. Это редкость, так как обычно платят очень мало за большой объем сделанного. Моя мечта — после окончания магистратуры открыть свою школу для детей с инвалидностью. Они в Уганде не имеют возможности учиться и испытывают трудности в общении, взаимодействии с обществом в целом.

Сама Энджел родилась и выросла в столице Уганды — городе Кампала. Училась в государственной школе, где в одной параллели было по 300–400 учеников.

— У нас их называют не параллели, а потоки, — отмечает девушка. — И да, в одном классе может быть по 100–150 человек. Это нормально для Уганды. Если людей слишком много и в аудитории все не помещаются (хотя классы у нас очень просторные), то учитель может провести урок в школьном дворе. Учебников на всех не хватает, поэтому имеющиеся распределяют по потокам. Забирать с собой нельзя, мы переписывали в тетради то, что задали в качестве домашнего задания. Казалось бы, появились телефоны и можно сфотографировать. Однако многие учителя консервативны и считают, что если что-то переписал, то точно этого не забудешь. 

Энджел выросла в небольшой по африканским меркам семье: мама угандийки воспитывает троих детей. В стране довольно высокая младенческая смертность. Эта беда, к несчастью, коснулась и семьи нашей собеседницы: она потеряла двух сестер и брата, когда те были совсем маленькие.

— Медицина бесплатная, но врачей и больниц не хватает. Правительство делает все возможное, однако ресурсов мало. Строятся прекрасные больницы, а оборудования для диагностики и лечения недостаточно. И всегда длинные очереди к врачу…

В Беларуси Энджел уже девять месяцев. В первое время было непросто: чужой язык, путаница с деньгами и абсолютно разные культуры.

— В Уганде мы, здороваясь со старшими, становимся на колени в знак уважения. Даже если я что-то забыла дома и возвращаюсь через минуту после выхода, опущусь на колени, чтобы поздороваться с мамой. Нас так воспитали. А в некоторых деревнях надо стоять на коленях еще и во время беседы со старшими, — рассказывает девушка.

Однако больше всего африканку удивила белорусская еда. В особенности то, что ее могут готовить на несколько дней вперед.

— Мы все сразу съедаем, никогда не готовим впрок. Холодильник — для напитков и фруктов, не для свежеприготовленной еды. Еще у вас есть электродуховки, у нас же считается, что пища, приготовленная на электричестве, невкусная. Поэтому все делается на огне, — говорит Энджел. — В деревнях — в дровяной печи, в городе — на газовой плите или в печке, которую топят углем. На самом деле я очень скучаю по нашей еде, особенно по матуке — маленьким зеленым бананам, которые варят в собственных листьях. Это вкус моего дома.

ЦИФРА

В университетах Беларуси учатся 2,8 тысячи студентов из 41 страны Африканского континента. Больше всего из Камеруна, Конго, Марокко, Нигерии, Сомали, Эфиопии, Эритреи.

Полный текст статьи доступен по ссылке: https://www.sb.by/articles/iz-pustyni-i-tropikov-v-auditorii-bgu.html

Фото:  https://www.sb.by/articles/vstrechaem-paskhu-blagoustraivaem-stranu-i-naveshchaem-veteranov-luchshie-foto-sb-za-nedelyu.html